Мары.

1984-й год. Наш дорогой и любимый 29-й - в нормальной серии, известный в узких кругах под именем "Знамя-Труба" завод печет их как блины, Луховицы не успевают облетывать, перевооружение ВВС вот-вот пойдет полным ходом, все, как положено. Как БЫЛО положено...
Уже принято решение дать его на экспорт, и первыми, кто получит, будут индусы. Прошли соответствующие переговоры, подготовительные работы, и вот он - первый показ, с реальным боевым применением по мишеням ЛА-17, с посадкой индусов за руль, все дела. Место показа - Мары, это Туркмения, севернее Кушки км на 150. Три машины из Липецкого ЦБП, уже из военной эксплуатации, представляют их индусам совместно военные и мы, промышленность. Начало июня, еще не так чтобы очень жарко, но тепло - днем не больше чем 35 - 38.
Смешной момент: был там и старший военпред завода, выпускавшего комплекс ОЭПРНК самолета. Гонял комплексы при сдаче как зверь, останавливал приемку по каждому чиху. Так вот в Марах не было у комплекса более заботливой и требовательной по обеспечению всех эксплуатационных требований няньки, и, если какие-то шероховатости случались, защитника! Он меня, можно сказать, комплексу отца родного, заставлял его выключать, если, скажем, без обдува (внешнего воздушного охлаждения) лишнюю минутку работали - аппаратура ведь не так мороза боится, как перегрева, и обдув на жаре - вещь жизненно необходимая. Смешно, но неудивительно, и другого и быть не должно - он ОТВЕЧАЛ за свою работу, как положено военному, да и просто нормальному мужику...

Вот первый полет на пуск, летит индус, готовим самолет, подвезли на тележке ракету К-27Р (еще не Р-27Р, еще на вооружение официально не принята). Чушка длиной в 4 метра и 250 кило - найдется снимок, увидите, у нее передние рули ну точно как уши у Чебурашки. А работали тогда - кто рядом случился - тот и помогает, на вояк и штатских не делились, на черную-белую кость - речи не было, полковники не гнушались самолет подтолкнуть, если надо было. Краем глаза вижу - рядом стоит индус-инженер, в руке секундомер - сейчас я вдену этих русских, никакой механизации, ну, сколько они будут ракету вешать? Это дело не такое уж и простое, допуска у замков на пусковой балке и у бугелей ракеты - от силы несколько десятых миллиметра, иной раз тыркаешься-тыркаешься, ну никак не попасть. А тут подошли к ракете шесть мужиков, и мне среди них место нашлось, ракета как перышко взлетела, два щелчка - и она уже на замках, индус свой секундер даже включить не успел! Я морду его возмущенную никогда не забуду - ну и сволочи эти русские, так наколоть! Хорошие были времена, и память по ним только хорошая осталась...

 

Подвеска Р-27Р. Все почти так, как тогда в Марах... Но у нас это получалось шустрее!

 

Ю. Этингоф

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! template by L.THEME