Раз в год и палка стреляет...

Это случилось не со мной, а с моим сослуживцем, и рядом я не стоял, все по рассказу тех, кто все это видел. Случилось это в Ахтубинске. На испытаниях одна из основных работ - подготовка машины к полету, и конечная фаза процесса - уже на старте - там, где летчик движки запускает, и откуда рулит уже на взлетку. Ну, все может случиться, любой вопрос может внезапно возникнуть, и обычно пока машина не ушла, народ вокруг толчется, а потом, кто на следующий полет не уходит, ждет, когда она вернется. Грешным делом, любил и я на старте потолкаться - да и дело всегда находилось. И был у нас инженер, тоже с нашей фирмы, спец по системе индикации, Саша, который терпеть не мог ходить на старт - может, не очень уверенно себя у борта чувствовал, там ведь решать и делать надо мгновенно. Ну, и "сеишнику" (система индикации на 29-м называется СЕИ-31) необходимо быть комплексником, ведь на систему индикации весь борт выходит, а Саша не совсем этим требованиям соответствовал...

Но в этот день и в этот полет как раз решил пойти проводить машину. Полет был непростой - боевая работа, с реальным пуском ракеты К-27Р - теперь про нее все из книг и из Интернета можно узнать... В ходе предполетной подготовки РЛС - а этой ракетой управляет именно она - рядом с самолетом стоит кунг, набитый аппаратурой по самое некуда, а в нем инженеры - проверяют и РЛС, и ее сопряжение и взаимодействие с ракетой. Кунг всегда стоит, если память не изменяет, слева по полету, ну, а ракету подвесили справа. В ходе проверки проверяют и аварийные цепи пуска - аварийные нужны, чтобы пустить ракету без наведения – по сути, освободиться от нее. Но и штатные, и аварийные цепи проверяют с помощью специальных имитаторов, когда ракета еще не подвешена. И блокировок в цепи аварийного пуска, считай, и нет - кнопка аварийного пуска и концевик убранного положения шасси - когда шасси выпущены, оружие не применить, концевик разомкнут. И в кабине есть кнопка обхода этого концевика - чтобы проверять исполнительные цепи вооружения на земле, не убирая шасси, конечно, с имитаторами оружия.\r\nНу, это все присказка, мой Саша гуляет вокруг самолета, любуется на ракету, решил ей в сопло движка заглянуть. А в это время у двоих спецов синхронно поехали крыши - ведущий по самолету, сидя в кабине, кричит механику - вытащи из пусковой балки чеки, сейчас цепи аварийного пуска проверю! - тот вытаскивает, чего делать категорически нельзя, а ведущий жмет кнопку имитации уборки шасси, ну, и чтобы проверить цепи - жмет "Аварийный пуск". Обе блокировки сняты, ракета честно делает то, что ей положено - улетает.

Так вот Саша голову из-под сопла убрал ровно за секунду до этого, иначе голова улетела бы метров за 100. И чудо - авиационный Бог иногда выручает - никого перед ракетой в этот миг не оказалось, и кунг - с другой стороны. Иначе бы ракета прошла через кунг, и не заметила, что у нее по дороге что-то было... Ну, а при подготовке к боевой работе самолет всегда носом в степь, так что бед ракета не натворила, вот только Саша на три дня оглох, и физиономию ему слегка опалило - ведь перед самым носом как пушка выстрелила. Ведущему по самолету ругани и выговоров по самое некуда, отстранение от работы на время, хорошо, хоть с фирмы не выгнали, ну, а Саша на старт больше вообще никогда не ходил. 

Редко оружие вот так стреляет, но бывает. И не всегда добром кончается.

 

Ю. Этингоф

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! template by L.THEME