Как строили боевые самолеты в СССР. ч.2


Техническая мысль не стоит на месте, все время рождается что-то новое - значит, в ходе серии надо это внедрить, и опять же доработать ранее выпущенные. Идет серия, идут войсковые испытания, оснащаются первые полки, летчики учатся летать и стрелять, механцы - чинить и готовить машины к полетам, выкусываются обнаруженные в ходе войсковых испытаний недостатки. И вот - военные согласны, что машина соответствует ТЗ, удовлетворяет их требованиям, машина официально ставится на вооружение. Выпускается специальное постановление, начинаются пироги и пышки, этап наказания невиновных - позади, начинается награждение непричастных (шутка).
Ордена, медали, летчикам-испытателям - Героев (и заслуженно!), для главных - государственные премии, в мое время - и Ленинские. На той самой пьянке те, с кем рядом я отпахал первые четыре года своих полигонов, мне говорили - коли дырку под орден, заработал… Увы, проехало мимо. В советской системе можно было 26 часов в сутки пахать, ни одного прокола за годы не иметь - и все равно первая награда – не больше медали. Таков был Порядок. Через пару лет мой главный на нашей фирме извинялся передо мной - на меня и медали не хватило... Анатолий Алексеевич Белосвет, тогда зам Михаила Романовича Вальденберга, главного конструктора 29-го, как-то сказал по этому поводу - мы не папуасы, чтобы за побрякушки работать - но получать их все же приятно... Свои Ленинские оба получили, и заслуженно.
Вот теперь кое-какие даты. При этом нельзя забывать, что до 91-го года вопрос финансирования оборонку всерьез не занимал, сначала деньги были - весь Союз их для этого зарабатывал, где-то с 1988-89 их не столько зарабатывали, сколько печатали, а с 1992-го - все, начался разгром.
Итак.
МИГ-29. Первый полет - 6 октября 1977 г. Выпускающий авиатехник - Александр Огнев. Летчик-испытатель - Александр Васильевич Федотов. Светлая им память. Александр Васильевич после первого полета сказал - Это тот самолет, которого мы, летчики, ждали. Конец 1979 г. – начало летных испытаний самолетов с элементами системы управления вооружением - РЛС, теплопеленгатором, нашлемной системой целеуказания... Александру Васильевичу, лучший летчик-испытатель Союза, лауреат медали FAI (т. е. из лучших пилотов мира, по мне – так просто лучший) лично ЗШ ( защитный шлем) с НСЦ на голову одевал, и рассказывал, что и как, дорогим моим хохлам - киевлянам с завода "Арсенал", разработчикам НСЦ, этой честью обязан. 2 ноября 1983 г. - тот самый банкет - закончен этап летных испытаний, по результатам которого принимается решение о серийном выпуске. Вот уже не помню - 1985 или 1986 год - официальное принятие самолета на вооружение. Итак, почти 10 лет с первого полета до принятия на вооружение, это при советской гонке, интенсивность работ, я думаю, недостижимая в наше время - за деньги так работать, по-моему, невозможно, можно только за страх (для начальства, за серьезный провал тогда снимали, не чихнув), и за идею (мы, земные люди).\r\n

КА-50. К нему я, что называется, всего только пальчиком прикоснулся, в 1993-м полгода отработал на завершающем этапе летных испытаний. Первый полет машины - 1982 год, 1993 - конец летных испытаний. На вооружение принят, но на вооружении его, по сути, нет - те несколько машин, что есть, не в счет. Я до сих пор считаю, что пара-тройка полков этих машин в Чечне первую войну повернули бы просто в другую сторону (если бы еще и не мерзавцы, армию за руки державшие и наживавшиеся на войне...), а второй, может быть, и вообще просто бы не было. КА-50 с 8 км бьет танк (и это старой версией ракеты «Вихрь»!), а с 2-х - из пушки 2А42 очередью в десять 30-мм снарядов 3-4 штуки укладывает в мишень 6 кв. метров (броник, в землю вросший). Я не хотел бы быть стрелком, из окна палящим, если в паре верст от меня в воздухе висит эта машина - а она на автопилоте может провисеть несколько часов. Летчику остается только "телевизор смотреть" - искать цели, по ТВ-индикатору в том числе. После обнаружения такого стрелка, жить ему секунд пять, не более... Ну, да что говорить...
Спасибо господам реформаторам - считай, КА-50 нет. Будет ли сейчас - не знаю. Поживем - увидим...\r\n

Машина МИГ-29М. Супермодернизация МИГ-29, "отец" МИГ-29К, тогдашнего корабельного, неродившегося - родится ли нынешний "К"? По оценкам, сложнее серийного 29-го не менее чем втрое, и во столько же как боевая система более эффективного. Мог применять чуть ли не весь перечень имевшегося тогда вооружения "воздух-поверхность". Первый полет в 1987-м, по сути, с первого полета и начались летные испытания, Команда была та же, что на 29-м, опыт был наработан огромнейший, мы все уже умели и все могли, всего на испытаниях - 6 машин, в декабре 1991-го окончен этап, показавший, что все, что сделано - в правильном направлении, были получены уникальнейшие результаты. Кое-какой авторитет у меня тогда уже был, и некоторые мои идеи на эту машину в полный рост встали.
Валерий Валентинович Мигунов, военный летчик испытатель №1 Союза тех лет, №1 и по должности, и по жизни, - я был его сотоварищем по работе, вот все-таки в жизни везло - так вот он говорил - не дайте погубить этот самолет! Счассс. Ельцины-Гайдары-Чубайсы лучше летали и лучше стреляли.
Теперь, думаю, всем ясно, откуда эти красивые песни и про Су-37, тот самый, единственный с бортовым 711, и про "Беркут", и про все то, что красиво стояло и красиво летает на МАКСах - да в лучшем случае из техзадания на самолет, а то и вовсе из замысла, а не из протоколов летных испытаний и не из постановления о принятии на вооружение, и только то, что можно в рекламной трепотне написать.\r\nБудут достойные деньги - все это будет реализовано в металле, жива еще пока советская авиация в России... Но пока и "Беркут", и Су-37, и МИГовский МФИ "1.44" - красивые птицы, не более, без клювов и когтей, и считай, слепые.\r\n

Вот так. Теперь хоть чуть-чуть яснее стало, СКОЛЬКО нужно сделать, чтобы такую машину разработать, испытать и на вооружение поставить? Кстати, до последнего времени никто в мире не покупал оружие, которое у продавца не стояло бы на вооружении его собственной армии – под рекламу деньги не тратят, только под реальные изделия. Появились исключения - индусы покупают наши "Сушки", которых в российских ВВС нет, - вот таков авторитет российского ВПК, да и очень уж ненадежный сосед у индусов - Пакистан...\r\n

Так что когда идут разные песни от записных оптимистов, в том числе и в многозвездных генеральских погонах, а про новейшую западную технику - тем более, нужно всего лишь задать простой вопрос - а можно ли посмотреть протоколы летных испытаний? А каким правительственным документом вы, господа продавцы, поставили "объект" на вооружение, и сколько полков укомплектовали? Песнопевец сразу поскучнеет. Я давно уже из этой Системы ушел, мои друзья и коллеги остались - дай им Бог сил и здоровья, и зарплаты достойной, но мне мозги песнями запудрить - не получится.
Словом, когда о современной технике говорим, надо быть поосторожней, и услышанное на веру бездумно не принимать. Профессионалы по понятным причинам помалкивают, или рекламным трепом занимаются – чтобы инвестиции привлечь и реноме фирмы поддержать, но нам, грешным, уши как ушки от баяна развешивать ни к чему...

 

Ю. Этингоф

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! template by L.THEME