Перелеты.

В свое время подсчитал, что за 26 лет работы набралось у меня 223 командировки... Пожалуй, в половине из них не обошлось без полета. В основном из Жуковского в Ахтубинск и обратно, но были и более дальние точки". В основном ничего необычного в полетах не происходит (и слава Богу!), но что-то и запомнилось.
Любопытно, что на испытаниях 29-го мне на перелетах везло ну просто необыкновенно - не было случая, чтобы не улетел в назначенный день. А задержка всегда неудобна - надо в гостиницу возвращаться, а если перелет из Жуковского в Ахтубу, искать в гостиницах Жуковского свободное место, чтобы переночевать, а с этим всегда проблемы...
Но зато судьба по полной программе отыгралась, когда испытания закончились, и я после того самого памятного банкета собрался улетать домой. Как же, счассс! Три дня улетал, только с пятой попытки удалось...

Расскажу, как мы из Маров после "индийского" показа взлетали. Машина - Ту-134, народу - под 80 человек, полна коробочка, время - ближе к вечеру, и температура воздуха под 40. Летчик посчитал, подумал и говорит - нет, ребята... вот будет на пару градусов пониже - тогда полетим, а пока ждите... Ведь тяга двигателей впрямую зависит от температуры воздуха на входе, а народу под завязку, и все почему-то хотят улететь. Самолет даже поливали холодной водой - чтобы приостыл. Ну вот, еще ближе к вечеру имеем заветные градусы. Залезли в самолет, летчик его на самый обрез взлетки поставил - чтобы еще десяток метров выиграть. Завелись, прогрелись, максимал, отпустили тормоза - поехали! Что-то медленно едем, в самолете полный молчок - все всё понимают, и особенно то, что баки полны керосином - до Москвы-то далеко, святым духом не доедем, и что самолет перегружен… Вот проехали середину полосы, проехали три четверти, проехали всем знакомый сортир, что почти у самого обреза полосы… Ну, что будет первым - штаны мокрые или с жизнью распрощаемся? И тут летун как "подорвет" машину - задница через кресло чуть не до пола опустилась - живем...
Тот день, 9 июня 1984-го, еще одним памятен. Это был день страшного урагана, прошедшего едва ли не по всей европейской части России. Мы, когда прилетели в Москву, это было примерно в 9 вечера, удивлялись, почему так ветрено. И лишь потом узнали, что это отголоски того урагана...

В 85-м на Балхашском полигоне ПВО, иногда его называют Сары-Шаган, в знаменитом Приозерске, была очень серьезная работа с участием 29-х. Равных ей по важности и по "закрытости" я и не знаю, так что на всякий случай о деталях умолчу. Работали три машины из Кубинки, со своими летчиками и наземными экипажами. Само собой, в начальный период эксплуатации такие работы без представителей промышленности не обходятся, в результате в составе совместной бригады и я оказался.
Дело прошлое, но масштабами того полигона я был попросту потрясен... Что говорить, весь наш Ахтубинский аэродром, куда как немаленький, на том полигоне был бы всего лишь одной из "точек"...
Когда работу закончили, пора и улетать. Кто вовремя подсуетился, забрался под крыло начальству, на рейсовый ТУ-154, ну, а для военных экипажей и оставшихся из бригады гражданских пришел транспортный ИЛ-76. В него загрузили два "газона" с оборудованием, на базе ГАЗ-66, лари с имуществом, несколько неиспользованных ракет, все тех же Р-27Р, каждая на своей тележке. В результате грузовой отсек забит напрочь, мест для пассажиров не осталось, даже плацкартных.
Кто пошустрее, забрался в кабины "газонов", и без большого желания потесниться встречали меня... Кто-то еще куда-то. Что делать? Инженерная смекалка, она как солдатская, иногда выручает. Припомнил, что в одном из ларей лежат матрасы, быстренько вытащил пару штук, в нарушение всех инструкций, укладываю матрасы на корпус ракеты, между рулями, они под 90 градусов. Получается довольно-таки экзотическая люлька. И из 4-х часов полета, хоть и по стойке смирно", пару часов сплю в этой люльке. Не очень удобно, но памятно - многим ли доводилось переспать с ракетой «воздух-воздух», а?

В последнее время довольно активно поругивают авиаконструктора Яковлева. И за машины времен войны, и за послевоенные боевые самолеты... Но ЯК-40 не трогайте! Любимый самолетик, сколько мы, и микояновцы, и испытатели-смежники, на микояновском Яке в Ахтубу и обратно налетали... А на одном из суховских (иногда и они попутчиков брали, если были свободные места, и наоборот) был такой случай. Очередной суховский ЯК, идущий из Ахтубы в Москву, загружен был по самое некуда. Здоровеннейшие ящики вместо половины кресел. Ну, нашлось место и десятку пассажиров, из "чужих" только я один. Вот ЯК разбегается, и уже в это время встали с мест пара суховских механцов, и давай искать что-то в ящиках (ну, понятно что. Заранее припрятанное. Трубы горят, терпения уже нет...), причем ворочают их со страшной силой. Самолет оторвался, и чувствую, что он как бы волной идет, нос то вниз, то вверх... Страшновато. А эти барбосы в азарте, ничего не замечают! И вдруг из кабины выходит бортмех, и матюгами на этих двух - Вы что, гады, делаете, самолет завалить хотите! Они же, идиоты, ворочая ящики, центровку "качали", да еще и на взлете!

Ю. Этингоф

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! template by L.THEME