"Акула"

<p>На этот раз пару слов о КА-50, "Черной акуле" - с этой чудо-машиной познакомился так. В самом конце 92-го, когда работы по моей основной теме - МИГ-29М - встали навсегда, если не считать тех самых двух Нальчикских показов, у нас на фирме случилось несчастье - прямо на полигоне умер отличный мужик, который с самого начала вел от нашей фирмы испытания КА-50, и работал на полигоне, как я на своих машинах - т. е. практически безвылазно. Послали было одного нашего инженера, скажем прямо, не самого хваткого - ну что делать, мы все разные, так его вернули с отзывом примерно таким - академиков нам не надо, мы сами академики, нам слесаря подавай. Ну, Богу богово, кесарево - кесарю, а слесарево - слесарю, получаю команду - давай действуй. Сажусь за книжки, читаю как оголтелый, про приборный комплекс (то, чем я и занимался), он на этой машине сложнейший. Вот первая поездка - полигон под Нижним Новгородом, наверное, про Гороховец кто-то и слышал - вот в том краю.В поезде всю ночь не сплю, все думаю - как оно пойдет, ведь двоечником никогда не был, а тут на то, на что годы (без шуток!) уходят, дали месяц - и вперед...<br /> Никогда не забуду, как я КА-50, "Акулу" нашу, первый раз увидел. Вот, вошел в ангар - и просто обмер - ну до чего она красивая! За долгие годы появилось словно чутье какое-то на красоту летную, а это - ну сказка, а не машина! А как летает... Помню, как на ней взлетал военный испытатель, Владимир Сергеевич Пухватов, - машина строго вертикально вверх, потом нос вниз - вертолет как бы набычится, и вперед, хвост задравши, только винты стрекочут. Мы с ним потом в Нальчике в 95-м встретились, там он на "корове" (МИ-26) летал, я при встрече сразу сказал - Владим Сергеич, чегой-то вы с малыша на такого гиганта пересели?  Он даже удивился - откуда знаешь? По манере, Владимир Сергеич, по манере, успел в Гороховце изучить, как вы машину "бычите". <br /><br /> В общем, пока к борту не зовут, за схемами да за алгоритмами время летит, вроде что-то начинаю в комплексе понимать. И вот очередной (а для меня - первый)  серьезный прокол на испытаниях: стреляли ракетой "Вихрь"  (кому интересно, в Интернете про нее немало можно найти), ракета на траектории потеряла управление, и в землю. Кто виноват? Ракетой на траектории управляет наш комплекс. Все взоры на меня, как двуствольные турели. Давайте смотреть распечатки КЗА (контрольно-записывающей аппаратуры). И по распечаткам  - сбой комплекса практически в тот момент, когда и потерялось управление... Что делать - не знаю, потому что мест, где может быть причина сбоя - вагон и маленькая тележка. Начинаю копать КЗА, каждый параметр проверять  - ничего нет, кроме этого единственного сбоя. Хоть тресни. А военные, что ведут испытания, уже поговаривают об их остановке &ndash; ну как же, с такими сбоями принимать машину никто и не подумает. И тут как осенило - прошу девочек-программисток - распечатайте мне этот кусок, где сбой, еще раз. Распечатали - НЕТ СБОЯ КОМПЛЕКСА! Лезем вглубь - нет, и все! На ленточках, что бортовые самописцы записали, его нет!  Приходим к выводу - сбой дала наземная аппаратура дешифрации и обработки, вещь возможная, редко, но бывает, а из-за того, что по времени совпало с моментом потери управления ракеты &ndash; в него и вцепились. К комплексу (и ко мне, грешному) вопросов нет. Нашли, конечно, причину, в тот раз ракетчики провинились, но с этого случая  требовать с меня стали, как со своего, я сначала еще говорил - ребята, помилуйте, вы на этой машине всю жизнь, а я только подошел, а потом и перестал - бесполезно. Давай результат, срок - вчера, весь разговор.<br /> Когда был на МАКСе-2005, и смотрел ЗРК "Тор", подумал, какое же хорошее у нее твердое топливо...Удивительно, ведь такая маленькая ракетка может летать на 12 км по дальности и до 5 - 8 по высоте (точнее, теперь уже дальше и выше). И кое-что вспомнилось из испытаний КА-50. Так вот. На моей памяти, в 93-м неудачных пусков "Вихря" было несколько. Ракета при падении, конечно, разрушается.  То ли в тот самый раз, то ли в другой, ракетчики, чтобы разобраться, принесли остатки в ангар, в одну из комнат, там были и несгоревшие кусочки твердого топлива. Ну, вперлись поглазеть все, кому не лень, и один из "гостей" со словами - А посмотрим, как оно (топливо) горит... - достал спички. Вы бы видели, какой ужас был на лице разработчика "Вихря", пока он не понял, что это всего лишь неудачная шутка... <br /><br /> И самое для меня интересное. До этих испытаний мне не приходилось видеть, как самолет стреляет или бомбит - на самолетном полигоне машину подготовили, она за 100 км ушла, там и работает. А тут - поднялся вертолет, метров на 500 отлетел - и пошел по цели работать, гильзы от пушки чуть не на голову сыплются! Понимаю, для многих, кому довелось в последние годы и в Афгане, и в Чечне повоевать, это смех - на них не гильзы летели, а кое-что посерьезнее, и прицельно, но мне-то это было впервой. Вот тут-то я посмотрел, что такое очередь из 2А42 (мощная 30мм пушка, стоит на БМП-2, опять же кто служил, точно ее видел), и какие дырки в мишени (тоже старый броник) она делает. И как после попадания "Вихря" башня у броника вверх метра на 4 взлетает, такое у него "заброневое действие"... И что такое дыра от кумулятивного взрыва - большой палец не влезет, но башню Т-54 кумулятивная струя просаживает практически навылет, сам в такую башню залез посмотреть, и сразу понял справедливость известной поговорки - что главное в танке? Естественно, не обоср...ться. Из меня бы точно танкист не получился...</p> <p><strong>Ю. Этингоф</strong></p>

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! template by L.THEME